Что является налоговой базой по транспортному налогу

 

Налоговая база по транспортному налогу определяется как мощность двигателя транспорта (в лошадиных силах) на основании данных о регистрации транспортного средства. Но иногда при расчете налоговой базы действуют и другие правила. Подробнее об этом и некоторых других вопросах, связанных с расчетом. Налогоплательщики транспортного налога определены в ст. 357 НК РФ. К их числу относятся владельцы разных типов транспортных средств (физлица и компании). Налоговое обязательство исчисляется только за месяцы фактического нахождения в собственности транспортного актива. Расчет производится по результатам года юрлицами самостоятельно, за физических лиц это делает налоговая

Что такое налоговая база?

Как уже было сказано выше, налоговая база — основа формулы для нахождения любого налога, в нашем случае — транспортного. Именно она в первую очередь берется для нахождения размера государственной пошлины.

Взаимосвязь понятий «объект налогообложения» и «налоговая база»

В налоговой системе существуют такие взаимосвязанные понятия, как объект налогообложения и налоговая база. Многие налогоплательщики путаются при определении каждого из них.

Налоговая база — то, на основании чего находится сам налог. Для многих типов имущества при продаже налоговая база является их рыночной стоимостью. Объект же налогообложения — само имущество, за использование или продажу которого необходимо внести в государственный бюджет взнос.

Что касается непосредственно транспортного налога, то объектом налогообложения является автомобиль, который зарегистрирован на налогоплательщика. Налоговая база же определяется мощностью двигателя транспортного средства. Этот показатель должен быть выражен в лошадиных силах. Но не всегда можно определить мощность транспортного средства. В этих случаях для нахождения налоговой базы используются иные объемно-весовые характеристики.

Объект и ставка по налогу

Объектом обложения налогом является весь транспорт, который зарегистрирован с соблюдением законов РФ (ст. 358 НК РФ). К примеру, если у вас имеется автомобиль, но он зарегистрирован не на вас, а на тестя, уплачивать налог за него будет тесть. Если же предприятие в собственности имеет автомобиль, а использует его в личных целях директор, уплачивать налог в данном случае будет предприятие.

Ставки налога утверждаются на местах субъектами РФ, которые могут дифференцировать их в зависимости от следующих показателей:

  • категория единицы транспорта;
  • мощность двигателя;
  • валовая вместимость;
  • срок эксплуатации, год выпуска единицы транспорта.

Субъекты РФ не имеют права изменять ставку налога более чем в 10 раз по сравнению со ставкой, отраженной в НК РФ (п. 2 ст. 361 НК РФ).

Обратите внимание: существует арбитражная практика, которая говорит о том, что отсутствие регистрации на транспорт не освобождает от уплаты налога.

Подробнее об этом читайте в статье «Отсутствие регистрации транспортного средства не освободит от транспортного налога».

Что признается налоговой базой по транспортному налогу в 2019 году

В целях налогообложения техники группируется по видам и характеристикам транспорта:

Сведения для налоговой базы берутся из паспортных технических данных ДИ, которые указаны в сопровождающих технику документах.

Исключены из списка объектов налогообложения:

  • Лодки с мотором до 5 л.с. и лодки весельные;
  • Автомобили для инвалидов с маломощными двигателями до 100 л.с.;
  • Техника и транспорт, задействованный в работе сельского хозяйства, зарегистрированные на сельхозпредприятия.

К исключениям причислены предприниматели, организации, которые владеют ТС на правах оперативного управления (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ).

Общие вопросы по определению налоговой базы

В целом, налоговая база соответствует следующим определениям:

  1. Распределение налоговых выплат и они сами регламентируются Налоговым Кодексом Российской Федерации.
  2. Корпорации, выплачивающие налог, начисляют выплаты в конце каждого периода на основании исходных сведений, поданных бухгалтерией либо на основании других сведений об объектах, подтвержденных документально. Если в отчете за прошедшее время обнаружены просчеты либо опечатки, то в текущем периоде перерасчет выплачиват делается за период, в котором были произведены просчеты либо опечатки.
  3. Налоговая база определяется в конце налоговых периодов на основании сведений калькуляции выручки, издержек и специальных операций так, как регламентирует Минфин Российской Федерации. Данное утверждение относится к частнопрактикующим нотариусам, адвокатам, индивидуальным предпринимателям.
  4. Перечисленные выше моменты относятся и к налоговым агентам.
  5. Прочие плательщики налогов – физические лица находят налоговую базу на основании сумм доходов, об объектах, облагаемых налогом, получаемых от организаций либо иных физических лиц, а также на основании данных собственного протоколирования получения доходов, объектов, облагаемых налогом, которое производится в произвольной форме.

По разным налоговым выплатам этим может являться доход, прибыль, ценность имущества либо других объектов, облагаемых налогами.

Что является налоговой базой по транспортному налогу у ИП

Правила расчета налога, определения налоговой базы и плательщиков налога на транспорт определяет ст. 357 НК РФ, где установлен порядок определения и учета налога для юридических лиц – самостоятельно, для физических собственников – сотрудниками ФНС. Если гражданин зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, но одновременно является собственником движимого имущества, то ему следует придерживаться правил, которые утверждены для физических лиц. Налог оплачивается в отношении всех объектов ТС, которые поименованы в п. 1 ст. 358 НК РФ и если у владельца есть право на льготы и преференции он может ими воспользоваться. Для того, чтобы это сделать потребуется обратиться к сотрудникам ФНС с соответствующими документами, которые подтверждают право на льготу (оригиналы).

Если ИП является собственником малолитражного автомобиля как инвалид, а также транспорт предоставлен социальной службой как многодетной семье, то транспортный налог в этом случае оплачивать не понадобится. Это правило действует в отношении ДИ из списка в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Важно! Следует помнить, что обладатели ТС признаются плательщиками налога по факту и периоду владения транспортом.

Также месяц регистрации прав собственности и месяц прекращения действия данных прав (снятия техники с учета в ГИБДД и ФНС соответственно) принимается как полный, даже если события наступили в середине месяца.
Фото 1

Плательщики налога на транспорт и основные принципы его расчета

Данный налог является региональным. Оплачивать его должны физлица и предприятия, у которых в собственности имеется зарегистрированный транспорт (ст. 357 НК РФ).

Физлица сумму налога уплачивают по уведомлению из ФНС, которое формируется, исходя из сведений, предоставляемых органами, регистрирующими транспортные средства.

Предприятия рассчитывают налог и авансы по нему сами. При этом до 2020 года (то есть по налог за 2019 год включительно) они обязаны отчитываться по нему в ИФНС. С налога за 2020 год для организаций сдача деклараций по транспортному налогу отменена, а ФНС должна рассылать им сообщения с уже посчитанной суммой (по аналогии с тем, как она сейчас это делает для ИП и физлиц). Но считать налог юрлица все так же будут самостоятельно. Во-первых, они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если они установлены в регионе). А во-вторых, сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. Ведь получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от № 03-05-05-02/44672).

Поэтому для компаний и в 2020 году также важно знать основные принципы расчета налога. А они следующие:

  • налог рассчитывается как произведение базы по налогу и ставки (если другое не отражено в НК РФ);
  • авансы к уплате по налогу определяются за каждый отчетный период как ¼ налоговой базы, помноженной на налоговую ставку (ст. 362 НК РФ);
  • предприятия налог к уплате исчисляют как разницу между суммой, начисленной за год, и авансовыми платежами, которые были уплачены в течение года, для физлиц авансовые платежи по налогу не предусмотрены;
  • итоговая сумма налога и сумма авансов по дорогим авто определяется с учетом повышающего коэффициента (от 1,1 до 3), устанавливаемого в зависимости от стоимости автомобиля и числа лет, прошедших с момента его выпуска (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Кто должен выплачивать транспортный налог

Согласно статье 357 НК Российской Федерации, налог на транспорт выплачивается физическими и юридическими лицами, фигурирующие в документации как фактические владельцы автомобильного транспорта.

Плательщики транспортного налога.

Субъектом выплаты сбора на транспорт выступает именно законный автовладелец, потому что средство передвижения оформляется в ГИБДД именно на него.

Но закон предусматривает и исключение: в процессе приобретения автомобиля по лизинговому договору, то соглашению сторон определяется, кто конкретно будет играть роль владельца, а, соответственно, и выплачивать налог на транспорт – лизингополучатель либо лизингодатель.

В процессе вывоза любого средства передвижения за рубеж также есть свои особенности, но в других случаях платит тот, кто конкретно указан в документации на автотранспорт.

Мнение экспертаНаталья АлексеевнаНекоторым категориям плательщиков сборов возможно воспользоваться финансовыми послаблениями по транспортной выплате.

Список льготников достаточно обширен и под уступки попадают следующие лица:

  • герои советского союза и Российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы;
  • принимающие участие в ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалиды I и II степени;
  • узники концентрационных лагерей;
  • принимающие участие в ликвидации аварии на ЧАЭС и заводе «Маяк»;
  • участвующие в процессе исследования ядерного оружия;
  • родитель ребенка с инвалидностью;
  • родители и адаптаторы из многодетных семей.

Прибегнуть к льготам не составит труда. В налоговое учреждение по месту проживания необходимо передать документы, свидетельствующие о том, что заявитель вправе рассчитывать на льготные условия.

Объект налогообложения, налоговая база транспортного налога

В ст. 358 НК РФ раскрыто понятие объекта для взимания транспортного налога, это:

  • автомобили (за исключением маломощных машин, оборудованных для инвалидов);
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • самоходные виды транспорта, в том числе на гусеничном ходу;
  • авиатранспорт;
  • водный транспорт;
  • мотосани и снегоходы.

Транспорт, не признаваемый объектом налогообложения, перечислен в п. 2 ст. 358 НК РФ, в т.ч. это:

  • весельные лодки и «моторки» с двигателем не более 5 л.с.,
  • спецавтомобили для инвалидов, и авто до 100 л.с., приобретенные через органы Соцзащиты,
  • промысловые суда (речные, морские),
  • транспорт сельхозпроизводителей, используемый ими для производства сельхозпродукции (тракторы, комбайны, молоковозы и т.п.),
  • авиатранспорт санавиации и медслужбы,
  • транспорт в угоне,
  • другие виды транспорта, перечисленные в списке п. 2 ст. 358 НК РФ.

Читайте также: Коды транспортных средств

Для признания транспортного средства (ТС) объектом налогообложения необходимо, чтобы этот актив был зарегистрирован на территории РФ. Налоговая база по транспортному налогу определяется по нормам ст. 359 НК РФ. Она может исчисляться по нескольким параметрам:

  • для транспорта с двигателями ориентиром выступает мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах;
  • по воздушному транспорту ориентироваться надо на тягу реактивного двигателя;
  • для водного транспорта, который не может передвигаться своим ходом, а только посредством буксировки, при налогообложении учитывается валовая вместимость, обозначенная в регистровых тоннах;
  • для других средств передвижения водного и воздушного типа за основу в расчетах принимается единица ТС.

Налоговая база по транспортному налогу вычисляется отдельно для каждого объекта. Параметры, необходимые для выведения суммы налога, берутся из регистрационной и технической документации на транспортное средство (дата постановки на учет или дата снятия с учета, мощность или другой показатель, по которому идентифицируется налоговая база). Субъектам предпринимательства, уплачивающим авансовые платежи по этому налогу, итоговую сумму расчета по истечении года надо вычислять как разницу между годовым размером обязательств и произведенными платежами в рассматриваемом периоде.

Для определения суммы налога к уплате налоговая база транспортного налога перемножается со ставкой налогообложения для конкретной категории транспорта. Для некоторых ТС предусмотрены повышающие коэффициенты, которые также умножаются на налоговую базу.

Если в расчетном году транспорт находился в собственности не 12 месяцев, а меньше, необходимо добавить в формулу «коэффициент владения» – фактическое количество месяцев владения, деленное на 12. Если регистрация ТС произведена после 15 числа месяца, этот месяц не засчитывается, если до 15 числа (включительно) – месяц принимается за полный. Соответственно, при снятии ТС с учета после 15 числа, этот месяц будет зачтен, а если 15 числа или ранее – в расчете налога его не учитывают.

Читайте также: Как рассчитать налог на машину – 2018

Фото 2

Определение налоговой базы

Уже было упомянуто выше, что не всегда налоговая база определяется мощностью двигателя автомобиля. Иногда для нахождения этого показателя стоит учесть иные характеристики. Но, как правило, рассчитывать налоговую базу не приходится.

Производители автомобиля всегда указывают ее в технических документах. Вам стоит лишь найти этот показатель и правильно применить для расчета транспортного налога. Рассмотрим основные категории транспортных средств и налоговую базу для них.

Транспортные средства с двигателем

Первая и довольно распространенная категория транспортных средств — те, что оснащены двигателем. Для этой категории налоговая база исчисляется мощностью двигателя. Она должна быть выражена не в Ваттах, а в лошадиных силах.

К этой категории транспортных средств относятся:

  • Легковые автомобили.
  • Мотоциклы и мотороллеры.
  • Автобусы и т. д.
Исключением являются воздушные транспортные средства, которые оснащены двигателем. Они будут относиться к другой категории.

Воздушные транспортные средства

Вторая категория — воздушные транспортные средства. Да, они так же, как и предыдущая категория, оснащены двигателями. Но налоговая база для них находится как статическая тяга реактивного двигателя. Этот показатель измеряется в режиме взлета и выражается в килограммах силы.

К данной категории относятся такие транспортные средства, как самолеты, вертолеты и т. д.

Водные буксируемые транспортные средства

Третья категория — водные буксируемые транспортные средства. Они не относятся к самоходным транспортным средствам. Для них налоговая база определяется валовой вместимостью.

Валовая вместимость в данном случае выражается в тоннах. Этот показатель обязательно должен быть указан в техническом документе любого подобного транспортного средства.

Не классифицируемые транспортные средства

И последняя категория — не классифицируемые транспортные средства. Они могут быть с двигателем или не оснащены им. Для такой категории налогооблагаемых объектов налоговая база определяется непосредственно единицей транспортного средства.

Подробнее о расчете транспортного налога узнаете в этом видео:

Как выплачивают налог на транспорт пенсионеры

Без каких-либо документов, пенсионерам насчитывают транспортную выплаты на общих основаниях. А скидочные условия они получают только после личного обращения в ФНС. Пенсионеру необходимо принести определенный пакет документации в налоговую службу по месту регистрации и получить льготы на выплату транспортного налога.

Мнение экспертаСергей АлександровичНезависимый эксперт в сфере оценки после ДТП, юрист в автоправе со стажем.Получить бесплатную помощь! .

Dismiss

Поскольку налог на автомобиль является активным, иными словами послабления и льготы получаются только через заявление, то процедура обращения пенсионера является обязательной.

То есть пенсионер освобождается от выплат, только если это предусматривает местное законодательство, и он заявил о своем праве на получение льготных условий.

В некоторых законодательствах субъектам предоставляется на выбор несколько разновидностей льгот и есть возможность самому выбрать, какую именно использовать. Количество автотранспорта, оформленного на пенсионера, и их технические характеристики влияют на тип льготы, положенной ему.

Чтобы получить облегчения выплаты налога, человеку необходимо обратится в местное управление с заявлением, где следует указать:

  • на каком основании требуется льгота;
  • наименование автотранспорта;
  • госномер автотрансорта.

В качестве основания служит статус пенсионера. К заявлению следует прикрепить копию пенсионного удостоверения, свидетельствующего о праве на получение льготных условий.

Транспортный налог для пенсионеров.

Ставка налоговой базы транспортного налога

Ставки налогообложения в базовом значении зафиксированы Налоговым кодексом, но региональные власти наделяются полномочиями по изменению этих тарифов. При корректировках ставок налога предусмотрены ограничители верхних пределов – базовый размер ставки может быть увеличен, но не более, чем в 10 раз.

Ставки, зафиксированные в НК РФ, представлены в таблице:

Ставки по транспортному налогу (ст. 361 НК РФ)

Споры о справедливости нахождения налоговой базы

С момента введения транспортного налога о справедливости его расчета и нахождения налоговой базы ведутся активные споры. Наиболее активно в этих спорах принимают участие те группы лиц, которые пользуются своими автомобилями довольно редко и только в случае большой необходимости.

Рассмотрим довольно простой, но наглядный пример. Пенсионер, который живет только за счет государственных пособий, не имеет возможности использовать свой автомобиль регулярно из-за высокой стоимости топлива. Но раз в год ему приходится садиться за руль для того, чтобы поехать на дачу и забрать урожай.

В то же время бизнесмен использует свой автомобиль ежедневно для передвижения по городу. Мощность двигателей транспортных средств пенсионера и бизнесмена одинаковы. Следовательно, должны оплатить они одинаковый транспортный налог, хотя время полезного использования собственных автомобилей значительно отличается.

Подводя итоги, можно сказать, что мощность двигателя автомобиля, согласно законодательству Российской Федерации, никак не соотносится со временем его использования. Это и вызывает бурные споры среди водителей.

Действия государства для прекращения споров

Государственная дума уже несколько раз бралась за решение этой проблемы. Были предприняты попытки введения законопроекта, согласно которому этот вид государственной пошлины как самостоятельная единица был бы отменен.

Расходы же государства на устранения последствий использования гражданами транспортных средств были бы включены в стоимость бензина. Таким образом, можно было полностью прекратить споры, так как каждый водитель платил бы в зависимости от времени полезного использования автомобиля.

Но, к сожалению, ни правительство Российской Федерации, ни Министерство финансов не одобрили введение этого законопроекта. Споры о справедливости нахождения налоговой базы и, как следствие, транспортного налога продолжаются до сих пор.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://grazhdaninu.com/nalogi/transportnyiy/nalogovaya-baza.html
  • https://nalog-nalog.ru/transportnyj_nalog/raschet_transportnogo_naloga/kak_opredelyaetsya_nalogovaya_baza_po_transportnomu_nalogu/
  • http://online-buhuchet.ru/kak-opredelyaetsya-nalogovaya-baza-po-transportnomu-nalogu-2/
  • https://pravzarulem.ru/nalogi/nalogovaya-baza
  • https://spmag.ru/articles/nalogovaya-baza-po-transportnomu-nalogu
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий