Как часто проводится проверка

 

Основания для проведения внеплановых проверок лицензирующим органом

Необходимо отметить, что в отношении некоторых видов контроля могут быть предусмотрены иные или дополнительные основания для проведения внеплановых проверок. Например, в соответствии с п. 10 ст. 19 Федерального закона от № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основаниями для проведения внеплановых проверок лицензирующим органом могут являться:

  • Истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
  • Поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
  • Истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 данного Федерального закона;
  • Наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • Поступление заявления от соискателя лицензии или лицензиата о получении или переоформлении лицензии;
  • Наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

С 1 января 2019 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Подпишитесь на нас Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

На основании Постановления Правительства РФ от № 806 к видам государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск – ориентированного подхода, отнесены федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств, государственный контроль за обращением медицинских изделий и многие другие виды контроля.

При этом периодичность проведения плановых проверок с применением риск-ориентированного подхода установлена на основании положений соответствующих видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности проверяемого лица и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности. К примеру:

Следует отметить, что плановые проверки, периодичность которых установлена Постановлением Правительства РФ от № 944, в любом случае осуществляются, независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности (применения риск — ориентированного подхода). Данное положение установлено Постановлением Правительства РФ от № 806 «О применении риск — ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (пункт 15 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности).

При отнесении объекта государственного контроля (надзора) к 6 классу опасности или классу опасности низкого риска в рамках риск — ориентированного подхода плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей не проводятся.

Более подробно о применении риск — ориентированного подхода при вышеуказанных видах государственного контроля (надзора), а также периодичности плановых проверок в его рамках читайте в нашей статье: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Виды проверок

Органы публичной администрации в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций проводят плановые и внеплановые проверки в документарной и выездных формах. Периодичность проведения проверок зависит от вида проверки. Действующее законодательство четко регламентирует периодичность проведения плановых проверок. Понятие «периодичность проведения проверок» имеет большее практическое значение и применяется скорее именно к плановым проверкам. В отношении внеплановых проверок корректнее говорить о возникновении основания для их проведения.

Периодичность проведения внеплановых проверок

Действующее законодательство, как уже отмечалось ранее, не предусматривает периодичность проведения внеплановых проверок. Иными словами, внеплановая проверка проводится в отношении медицинской и (или) фармацевтической организации всякий раз при возникновении оснований для проведения проверки, указанных в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ:

  • Истечение срока исполнения медицинской (фармацевтической) организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • Выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с проверяемым лицом при осуществлении видов государственного контроля (надзора) в рамках риск — ориентированного подхода, параметров деятельности проверяемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки;
  • Поступление в контролирующие органы заявления от медицинской организации о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки такой организации предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • Мотивированное представление должностного лица контролирующего органа по результатам анализа мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступившей в контролирующие органы информации о следующих фактах:
    • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде..., а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ...возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • нарушение прав потребителей (в случае обращения в органы Роспотребнадзора граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к проверяемому лицу и такое обращение не было рассмотрено либо его требования не были удовлетворены).

Принципы проведения проверок

Основными принципами защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля (надзора) органами публичной администрации являются (ст. 3 Закона № 294-ФЗ):

  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность для медицинских (фармацевтических) организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля, о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одной медицинской (фармацевтической) организации несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Мораторий на проведение плановых проверок

Обращаем Ваше внимание на то, что с «01» января 2016 по «31» декабря 2019 года действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении медицинских организаций (статья 26.1 ФЗ № 294), а именно относящихся к субъектам малого предпринимательства и в случае если вид проверок не входит в Перечень, утвержденный Постановлением № 944. К таким видам проверок относятся:

  • проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащим нормы трудового права (Роструд);
  • государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (Роскомнадзор);
  • государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и государственный санитарно — эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) при осуществлении деятельности при оказании скорой медицинской помощи;
  • и иные.

Проведение плановой проверки с нарушением требований «о моратории» является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ № 294.

Правовые основания проведения проверок

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора). Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне. Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Периодичность проведения плановых проверок

Плановые проверки (как документарные, так и плановые проводятся по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в отношении любых юридических лиц не чаще, чем 1 раз в 3 года. Однако в отношении медицинских и (или фармацевтических) организаций плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года. Периодичность плановых проверок в отношении определенных видов деятельности установлена Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Таким образом, в отношении медицинских и фармацевтических организаций плановые проверки могут проводиться 1 раз в 1, 2 или 3 года.

КОГО ПРОВЕРЯЮТ

К кому придут в первую очередь?

Роструд относит организацию или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска. Чем выше категория риска, тем чаще будут проводиться проверки[1]:

Как видим, чаще всего проверять будут организации, относящиеся к высокой категории риска. Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, размещен на сайте Роструда[2].

Должностные лица органа государственного контроля (надзора) перед проведением плановой проверки обязаны разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю содержание положений ст. 26.1 Федерального закона от № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от ; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

К кому ГИТ не придет?

С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее — СМП), за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные ч. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

В случае представления должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится плановая проверка, к СМП, и при отсутствии оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.

Обратите внимание!

Проведение плановой проверки с нарушением требований ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении СМП является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки как проведенной с грубыми нарушениями.

Коснется ли проверок ГИТ проект о продлении моратория на проведение плановых проверок до 2022 г. для средних предпринимателей?

В настоящее время готовится проект о продлении моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства до 2022 г., однако коснется это изменение только тех проверок, которые будут проводиться без использования риск-ориентированного подхода. Поэтому на проверки ГИТ мораторий распространяться не будет, так как плановые проверки с 2019 г. проводятся с применением риск-ориентированного подхода.

Может ли инспектор труда провести плановую проверку организации, относящейся к СМП?

Да, может, в четко определенном законом случае:

• если ранее в отношении работодателя:

– было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности;

– либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

• если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Обратите внимание!

При формировании ежегодного плана проведения проверок орган государственного контроля (надзора) вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких работодателей по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок будет указана информация об указанном постановлении либо решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.

К сведению

Данные условия действуют независимо от того, в какой сфере было совершено нарушение (т. е. это не обязательно нарушение трудового законодательства), повлекшее за собой столь суровые наказания.

Можно ли исключить организацию из плана проверок?

Работодатели вправе подать в территориальный орган Роструда заявление об исключении организации из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагают, что она включена в ежегодный план в нарушение положений ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от № 1268. Указанные Правила устанавливают:

  • порядок подачи заявления;
  • перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к СМП;
  • порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • порядок исключения соответствующей проверки из ежегодного плана.

Как снизить категорию риска?

Чтобы снизить категорию риска, работодатель должен обратиться в территориальный орган Роструда с соответствующим заявлением. И если категория риска будет снижена со среднего до низкого, плановая проверка в отношении такого работодателя проводиться не будет. Например, в связи с изменением категории риска со среднего на низкий Распоряжением Государственной инспекции труда в Рязанской области из Плана плановых проверок на 2019 г. была исключена плановая проверка в отношении ППО ПАО завод «Красное знамя»[3].

Обратите внимание!

Снизить категорию риска могут даже те работодатели, в отношении которых в течение предшествующего года имеются вступившие в законную силу постановления по делам об административном правонарушении, предусмотренном чч. 2, 5 и 7 ст. и ч. 5 ст. КоАП РФ, т. е. совершившие аналогичные правонарушения, что не совсем соответствует заявленным целям риск-ориентированного подхода[4].

В соответствии с п. 13 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска[5], категория риска работодателя может быть снижена только при отсутствии в течение предшествующего года вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч. 1, 3, 4 и 6 ст. и чч. 1–4 ст. КоАП РФ в отношении работодателя. Надеемся, что в ближайшее время эта лазейка для работодателей, неоднократно нарушающих трудовое законодательство, исчезнет.

Как вносятся изменения в план проверок?

В соответствии с п. 41 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Минтруда России от № 354н (в ред. от ; далее — Административный регламент), внесение изменений в утвержденный ежегодный план проверок допускается в следующих случаях:

• исключение проверки из ежегодного плана в связи с:

– невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

– принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных ст. 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ;

– наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

• изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в связи с:

– изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

– реорганизацией юридического лица;

– изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.

Изменения в ежегодный план вносятся решением территориального органа Роструда. Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Роструда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

Исключается ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана проверок при реорганизации?

При реорганизации юридического лица, а также в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя в план вносятся изменения, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель из плана не исключается. Это важно, так как при беглом прочтении данной нормы у работодателя складывается впечатление, что изменение наименования юридического лица поможет избежать плановой проверки. Это не так.

Может ли инспектор во время плановой выездной проверки запросить документы, находящиеся в распоряжении иного органа?

Следует обратить внимание на то, что в законодательстве имеется небольшая коллизия между двумя нормативными положениями — п. 8 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ и п. 51 Административного регламента — в части установления одного из ограничений при проведении проверок. Федеральный закон № 294-ФЗ запрещает требовать у работодателя сведения и документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций при проведении любых проверок, а Административный регламент — только при осуществлении документарных проверок.

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ особенности проведения проверок в отношении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, устанавливаются федеральными законами, а не подзаконными актами. Поэтому данное ограничение распространяется на все проверки, проводимые инспекторами труда. Следует добавить, что закон не запрещает представлять такие документы в добровольном порядке.

Фото 2

Нарушение периодичности проведения проверок

Должностные лица органов надзора могут начать проведение проверки в отношении медицинской (фармацевтической) организации ранее установленного срока (с нарушением периодичности проведения проверок). В данном случае медицинская (фармацевтическая) организация имеет право либо не допустить должностных лиц органов контроля (надзора) до проведения проверки, либо обжаловать результаты проверки как проведенной с грубыми нарушениями.

Источники

Использованные источники информации.

  • https://www.kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/proverki-organami-nadzora/periodichnost-proverok/
  • https://www.profiz.ru/sec/3_2018/proverk_rostruda/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий