Как должен работать лифт в жилом доме

 

Какие виды технического обслуживания и ремонта лифтового хозяйства существуют? Их особенности и сроки проведения? Кто отвечает за исправность лифтов в многоквартирном доме? Кто и как оплачивает содержание лифта? Должны ли жильцы первых двух этажей оплачивать расходы на содержание лифта?

Виды ремонтных работ, организуемых в рамках обслуживания

Эти конструкции относятся к классу сложных подъёмных механизмов, поддержанием работоспособности которых должны заниматься специализированные компании.

Для этого по согласованию с жильцами дома их уполномоченным представителем выбирается профильная организация, с которой впоследствии заключается договор на обслуживание лифтов.

5 этапов создания ТСЖ, смотрите по ссылке.

При составлении плана предстоящих работ ответственные сотрудники обслуживающего подразделения должны руководствоваться действующими нормативными актами .

Кто является собственником лифта и кто отвечает за его работоспосбность? Смотрите видео:

Согласно этим документам обслуживание подъёмных механизмов в многоквартирном доме организуется по типовой схеме, включающей в себя следующие пункты:

  • текущий ремонт, связанный с небольшими поломками оборудования;
  • плановое или внеплановое техническое обслуживание;
  • плановый капитальный ремонт.

Рассмотрим каждое из этих технических мероприятий более подробно.

Текущий ремонт

Указанный вид обслуживания относится к работам, обязательным для поддержания лифтового хозяйства любого высотного дома в исправном состоянии.

В рамках такого ремонта устраняются мелкие неисправности и неполадки, вследствие чего пауза в работе подъёмного оборудования МКД не критична для его пользователей.

Текущий ремонт лифтового оборудования предполагает оперативное восстановление механизма его функционирования в случае неожиданного выхода из строя. При этом основная цель этих работ – поддержание работоспособности подъёмного устройства и предупреждение аварийных ситуаций, связанных с износом отдельных элементов конструкции.

Обратите внимание: В рамках текущего ремонта также осуществляются действия профилактического характера, сводящиеся к замене ненадёжных или давно устаревших деталей.

Сроки проведения этого вида обслуживания устанавливаются действующими нормативными актами, касающимися работы современного лифтового оборудования.

Техническое обслуживание

Под техническим обслуживанием понимается целый комплекс профилактических мер, включающий в себя следующие обязательные процедуры:

  • периодические осмотры лифтового хозяйства;
  • оперативное техническое обслуживание, связанное с устранением внезапно обнаруженных неполадок (от ремонта оно отличается ограниченностью вмешательства в работу подъёмных механизмов);
  • аварийное обслуживание, связанное с высвобождением из лифтовой кабины застрявших в ней граждан и подобные этому случаи;
  • внеплановый капитальный ремонт.

Далее каждый их этих видов техобслуживания будет рассмотрено отдельно.

Осмотр лифта производится компанией в соответствии с нормативами.

Осмотры

При проведении визуальных осмотров специалисты обслуживающей компании обследуют основные узлы лифтового оборудования МКД, причём особое внимание уделяется автоматическим подъёмным механизмам.

При этом проверяется состояние подводящих кабелей и исполнительных механизмов (электродвигателей, в частности), а также автоматики, отвечающей за функционирование всей системы в целом.

Периодический осмотр лифтового хозяйства рекомендуется проводить как минимум один раз в месяц, совмещая его с текущим устранением мелких неисправностей, не оказывающих влияние на работоспособность устройства.

Оперативное и аварийное обслуживание

Согласно действующим нормативам оперативное техническое обслуживание осуществляется по согласованию с заказчиком, но не реже чем один раз год.

Дополнительная информация: В качестве вариантов этого вида обслуживания могут рассматриваться ежемесячный или же ежеквартальный выезд на прикреплённый объект. В сравнении с регулярным осмотром объём выполняемых при таких выездах работ не так велик.

Особенностью аварийного техобслуживания является экстренный характер оказания помощи попавшим в неприятную ситуацию гражданам с последующим восстановлением работоспособности неисправного узла.

Как организовать видеонаблюдение в многоквартирном доме? Смотрите здесь.

Внеплановый капитальный ремонт

Этот вид техобслуживания предполагает полную или частичную замену отдельных механизмов в конструкции лифтового оборудования.

Внеплановый капитальный ремонт предполагает замену важных узлов и механизмов.

Условно он подразделяется на следующие три категории:

  • мелкий, при котором устраняются небольшие неисправности путём замены единичных износившихся элементов или узлов;
  • средний ремонт, связанный с необходимостью поменять такие элементы системы, как тормозной привод, тяговый электродвигатель, его редуктор и другие ответственные узлы системы подъёма;
  • крупный, предполагающий обновление большинства механизмов в сильно износившейся конструкции.

Внеплановый ремонт может быть организован как непосредственно на месте устранения неисправностей, так и в условиях специализированной мастерской (выбор того или иного подхода определяется сложностью предстоящих работ).

Перед его проведением обязательна предварительная оценка предстоящих работ и выбор категории ремонта. Указанная экспертиза должна проводиться с участием представителей от ТСЖ или от управляющей жилищной компании (УО).

При получении заключения о необходимости серьёзного ремонта собственники имеют право настоять на его незамедлительном проведении.

Капитальный ремонт (плановый)

Для этого вида ремонта, проводимого по заранее согласованной программе, необходимо коллективное решение собственников лифта (жильцов МКД).

О функциях и целях создания ТСЖ можно узнать тут.

Подготовка к этому ответственному мероприятию организуется следующим образом:

  • представители управляющей жилой компании должны за полгода до начала работ проинформировать жильцов о возможности проведения капитального ремонта в установленные сроки;
  • собственники лифтового имущества в течение 3-х месяцев обязаны принять решение о необходимости ремонта или об отказе от этого мероприятия;
  • в случае принятия положительного решения коллективное собрание жильцов закрепляет его в письменной форме, после чего оформляется вся необходимая для организации ремонта документация;
  • в том случае, когда собственники не смогли определиться с конкретным решением – сроки капремонта устанавливаются согласно графикам, утверждённым в рамках муниципальной программы.

Проводить капитальный ремонт или замену лифта, теперь зависит от решения жильцов. Смотрите подробности в этом видео:

Для исключения ошибки при выборе компании, специализирующейся на ремонтных работах этого класса рекомендуется ориентироваться на следующие признаки:

  1. Наличие официального статуса ремонтной организации.
  2. Уровень подготовленности (квалификации) ремонтного персонала.
  3. Неукоснительное следование нормативным требованиям (соблюдение стандартов и ГОСТов).
  4. Наличие диспетчерской и аварийной служб, осуществляющих контроль исполнения работ.

В случае если выбранная компания соответствует всем указанным выше признакам – можно смело заключать договор с её представителями.

Немного истории

Фото 2

История лифта насчитывает несколько тысячелетий.  Историки и археологи находят много упоминаний и остатков хитроумных подъемных машин времен древнего Египта, древнего Рима и Греции. Более поздние находки свидетельствуют о постепенном распространении подъемных механизмов по всему миру.

В 17-м и 18-м веках лифты проникли во дворцы царственных особ Европы и России. Однако вплоть до 19-го века общим для всех этих устройств было то, что приводились они в движение мускульной силой людей или животных. Только в 1800 году один американский шахтопромышленник применил для работы лифта паровую машину.

В 1845-м был изобретен первый гидравлический лифт, а в 1880 году в Германии —  первый электрический лифт. Скорость лифтов на паровой машине составляла величину порядка 20 сантиметров в секунду, гидравлических — 4 метра в секунду, первых электрических — до 6 метров в секунду.

Двумя последними решающими факторами, сформировавшими окончательную концепцию устройства  современного лифта,  стали изобретенные в 1852 году в Северной Америке  ловители, ставшие основой создания первого безопасного лифта, и в 1878 году —  ограничитель скорости, вызывавший срабатывание ловителей при превышении лифтом допустимой скорости.

Сегодня по способу создания подъемного усилия лифты делятся на электрические, гидравлические и пневматические. В нашем городе в основном используются лифты со скоростью движения от 0,71 до 1,6  метра в секунду.

Само слово «лифт» пришло в современном значении в русский язык в 19-м веке  путем заимствования из английского языка  слова lift, означавшего «поднимать, подъем».

Немного статистики

В настоящее время в России находится в эксплуатации около 500 тысяч лифтов. Средний процент лифтов, выработавших срок службы, составляет порядка 35% и продолжает расти.

Рост количества лифтов, выработавших свой ресурс, вызван тем, что наиболее массовый ввод их в эксплуатацию пришелся на 80-е годы прошлого века. Назначенный срок службы лифтов установлен техническим регламентом “О безопасности лифтов”, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации 2 октября 2009 г. №782, и составляет 25 лет. По истечении указанного срока проводится оценка соответствия лифта требованиям регламента, на основании которой делается заключение, содержащее выводы об условиях возможного продления срока безопасной эксплуатации лифта и рекомендации по модернизации или замене лифта. Средняя стоимость замены лифта на сегодняшний момент составляет 1,5 млн рублей.

Согласно новому жилищному законодательству, с 1 января 2007 года в приватизированных домах за содержание мест общего пользования, а значит, и за лифты, отвечают собственники жилья. Существовавшие ранее целевые  региональные программы по замене лифтов во многих регионах перестали существовать, растворившись в программах по капитальному ремонту многоквартирного жилья.

Надо сказать, что  средства из федерального и региональных бюджетов на замену лифтов  продолжают все же выделяться и даже растут. Так, за два последних года выделяемые в регионы через  Фонд ЖКХ федеральные средства на замену лифтов увеличились с 4,5 до 10 млрд рублей. Но коренного улучшения положения дел не произойдет. Предложение представителей отрасли о придании программе по замене лифтов статуса федеральной целевой понимания у федеральных чиновников не нашло.

Такая же ситуация сложилась и на региональном уровне. Средства выделяются, но их не достаточно для полного решения проблемы. Позиция государства в этом вопросе однозначна — в ближайшие годы стоит ждать все более настойчивого перекладывания финансовой нагрузки по этой проблеме на плечи собственников жилья. Остается надеяться лишь на большой запас прочности, заложенный в конструкцию лифтов, и совесть обслуживающих их электромехаников.

Надо сказать, что заложенный в прошлом подход к проектированию лифтов с большим запасом прочности и созданная система по обеспечению их безопасной эксплуатации выдержали проверку временем и продолжают сохранять нам жизнь. Несмотря на все сложности последних двух десятков лет, лифты остаются одним из самых безопасных факторов риска в нашей жизни.

Средний показатель смертности составляет 10 человек в год. За такой же период от внешних причин в России гибнет до 220 000 человек, из них от убийств — до 22 000 человек, от самоубийств — до 40 000 человек, в ДТП — до 26 000 человек, от отравления алкоголем — до 22 000 человек, в пожарах — до 15 000 человек, тонет при купании  до 3 000 человек, погибают при обрушении зданий до 40 человек, в техногенных ЧС — до 4 000 человек, в ЧС природного характера — до 21 человека, от травм на производстве — до 5 000 человек (данные по отраслям колеблются от 40 до 700 человек).

Можно ли сделать поездку в лифте абсолютно безопасной? Да, это вполне решаемая проблема. Для этого надо лишь, что бы все заинтересованные стороны наконец повернулись лицом друг к другу и включились в процесс общественного обсуждения этой проблемы.

Ответственность за содержание лифтового хозяйства

Фото 3

В соответствии с жилищным кодексом РФ (статья 36) лифтовые механизмы относятся к имуществу, общему для проживающих в МКД лиц.

По этой причине услуги сторонней компании, связанные с их обслуживанием и ремонтом, должны оплачиваться всеми жильцами МКД, независимо от их отношения к общедомовой собственности. Вопрос долевого участия в оплате содержания лифта особо болезненно воспринимается жителями первых двух этажей, которые не пользуются его услугами по вполне понятным причинам.

Однако согласно действующему законодательству эти лица также должны платить по указанной статье, которая в данной ситуации классифицируется как общедомовые нужды.

Вследствие этого и ответственность за состояние лифтовых механизмов распространяется на всех арендаторов жилых и нежилых помещений, независимо от формы собственности.

В определённой мере эта ответственность ложится и на управляющую компанию (УО), которой доверено контролировать финансовые потоки в части общедомовых нужд.

Как проводится оплата капитального ремонта в многоэтажных домах? Порядок сбора средств смотрите тут.

Но поскольку в её штате не предусмотрены ремонтные службы – представители УО заключают договор на обслуживание лифта с той или иной профильной компанией.

Оплата содержания лифта

Стоимость содержания лифта в МКД обычно складывается из следующих составляющих:

  • оплата за потреблённую электроэнергию;
  • расходы на содержание лифтового механизма, периодически нуждающегося в обслуживании и ремонте;
  • и ные издержки, связанные с эксплуатационными особенностями лифтового хозяйства.

Все перечисленные выше показатели после их суммирования формируют показатель общей для МКД стоимости пользования лифтом.

Распределение полученной суммы между жильцами дома осуществляется с учётом занимаемой жилой площади. Вследствие этого владельцы многокомнатных апартаментов платят намного больше, чем обладатели типового однокомнатного жилья или стандартной «двушки».

Обратите внимание: Количество проживающих на этой площади лиц при оплате не учитывается.

Краткое устройство лифта

Фото 4

Лифт — стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15о. Строительная часть лифта состоит в общем случае из машинного помещения (МП) и шахты, где нижняя часть шахты, расположенная ниже уровня первой посадочной площадки называется приямком.


В МП расположены станция управления, лебедка, ограничитель скорости (ОС), некоторые из устройств безопасности, другие устройства, необходимые для работы лифта и его обслуживания. В шахте расположены направляющие кабины и противовеса, двери шахты, кабина и противовес, подвесной кабель, электроразводка, устройства безопасности, индикации, позиционирования и некоторые другие.

В приямке также расположены устройства безопасности, устройства, необходимые для обслуживания и работы лифта, но самым интересным устройством для нас  является буфер. Тут их устанавливают несколько штук согласно документации, чаще всего два — для кабины и один — для противовеса. Буфер служит для амортизации и остановки кабины и противовеса при переходе ими крайних положений. Ход буфера обычно составляет  0,1–0,2 м и определяется параметрами лифта.

Не стоит верить рассказам «очевидцев», которые, якобы провалившись с кабиной в приямок,  попали на буфера и затем подпрыгнули на них до второго или третьего этажа. Буфер для этого не предназначен!

Сразу надо сказать, что все оборудование лифта поставляется заводом-изготовителем в комплекте и обеспечивает установленные нормативами эксплуатационные параметры. При монтаже лифта никто не бегает по городским рынкам в поисках «чего-нибудь для лифта». Заводы поставляют все необходимое, монтажникам остается лишь все правильно установить.

Из других устройств, вызывающих наибольший интерес, надо отметить канаты. На них производится подвеска кабины и противовеса в шахте, через них усилие от лебедки передается на систему кабина-противовес и приводит ее в движение. Наиболее распространена подвеска на трех и более стальных канатах (тросах). Для такой подвески установлен запас прочности для каждого каната равный 12. То есть собственное усилие на разрыв каждого каната в двенадцать раз должно превышать максимально возможное усилие на канат со стороны оборудования лифта, возникающее при его эксплуатации. Заделка концов канатов выдерживает не менее 80% разрывного усилия каната.

Не верьте тем, кто рассказывает истории о том, что все канаты на их кабине оборвались и она рухнула вниз. Может ли такое произойти? При надлежащем обслуживании — нет.

Ни один лифт не будет пущен в эксплуатацию, пока за ним не будет закреплен ответственный электромеханик и пока об этом не будет сделана  запись в паспорте лифта. И ни один электромеханик, находясь в здравом уме, не будет самостоятельно снимать канаты без их замены, тем более что скрыть это при аварии практически не возможно. Кроме этого, вы всегда заранее сможете почувствовать неладное, если будете внимательны, но об этом поговорим ниже.

Интересен для нас и ограничитель скорости. Он служит для отключения лифта и приведения в действие механизма ловителей, при увеличении скорости опускания кабины  больше допустимого значения. Допустимым является 15%-е превышение скорости. В настоящий момент в городе в основном используются лифты со скоростью 0,71 и 1,0 м/с, в высотных домах — до 1,6 м/с.

Ловители — один из основных элементов, делающих лифт безопасным. Они являются устройством безопасности, предназначенным для остановки и удержания кабины на направляющих при превышении рабочей скорости или обрыве тяговых элементов. Обычно они состоят из корпуса, клиньев и механизма, для их подъема. Корпус жестко соединен с кабиной и обхватывает с двух сторон рабочую плоскость направляющей. С обеих сторон между направляющей и корпусом находится клин.

Ловители состоят из двух частей, расположенных с двух сторон кабины, в местах прохода направляющих. При превышении скорости срабатывает ОС, который через свой собственный канат передает усилие на механизм подъема клиньев ловителей на кабине лифта. Происходит подъем клиньев, за счет их формы и профиля корпуса ловителей происходит выбор зазора между клиньями и направляющей, что приводит к расклиниванию кабины на направляющих и ее остановке.

Ход кабины при посадке на ловители обычно лежит в пределах 0,5 м. Рассказы о том, что кабина двигалась на ловителях несколько этажей должны по меньшей мере насторожить  слушателей, если же рассказчик является человеком достойным, то такой рассказ должен насторожить владельцев лифта.

Пространственное положение кабины и противовеса в шахте сохраняется благодаря  направляющим и башмакам. Башмаки предназначены для обеспечения положения узлов лифта относительно направляющих. Грубо говоря, башмаки удерживают кабину и противовес на направляющих и не позволяют им биться друг о друга и о другие части лифта, установленные в шахте. Вкладыши башмаков из-за постоянного трения о направляющие постепенно стираются и требуют периодической замены. Башмаки находятся вверху и внизу кабины и противовеса с обеих их сторон.

Противовес служит для компенсации веса кабины, в результате чего энергия лебедки расходуется лишь на преодоление сил инерции системы «кабина — противовес», что ведет к экономии электроэнергии. Противовес загружается весом равным массе кабины и массе, эквивалентной половине грузоподъемности лифта. Противовес всегда тяжелее кабины на массу от 150 до 500 кг, в зависимости от грузоподъемности лифта. При выключенном двигателе кабина с небольшим грузом всегда стремится вверх, а не вниз, как рассказывают многие «очевидцы».

Здесь мы коснулись самых интересных особенностей конструкции лифта. Если у вас остались вопросы — спрашивайте, мы всегда на связи.

Опасен ли лифт?

В последние годы проблема безопасности пользователей лифтами все чаще становится предметом общественного обсуждения. Сначала это были отдельные статьи в прессе, затем эта тема всколыхнула форумы в Интернете и наконец стала предметом обсуждения на центральных каналах телевидения, в один день превратившись из отраслевой в публичную. Рано или поздно это должно было случиться, и это произошло.

Что же стало причиной столь живого интереса к проблеме? Чтобы ответить на этот вопрос, спросим себя, что мы знаем о лифтах? Если не брать во внимание не очень дружелюбные отклики диспетчера на ваши просьбы о помощи и несколько раздраженные советы электромеханика, явно раздосадованного вашей некомпетентностью в этом вопросе, то, пожалуй, единственным официальным источником ваших знаний становится табличка с правилами пользования лифтом, находящаяся в кабине лифта или на основном этаже. Не правда ли, не богатый выбор?

Именно отсутствие достаточной информации стало причиной такого всплеска интереса к этой проблеме. И если раньше вызванный неизвестностью страх многие вымещали на самом лифте — пиная двери, ломая декоративные панели, поджигая кнопки и плафоны, разбивая зеркала и отламывая алюминиевые поручни, — то сейчас, с появлением такого универсального инструмента общения, как Интернет, и  начавшим пробиваться уважением человека к самому себе, все больше людей получили возможность общаться, задавать вопросы и сами планировать среду, в которой они хотели бы жить.

Так что же мы хотим знать о лифтах? Уверен, многие ответят: ВСЕ! Однако немногие смогут выдержать такой рассказ до конца. Поэтому только самое необходимое и самое важное, а если этого будет недостаточно — вы всегда сможете задать свой вопрос. Торопитесь, Интернет пока не запрещен, но как знать.

Источники

Использованные источники информации.

  • http://pronovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/pridomovaya-territoriya/lift-v-mnogokvartirnom-dome.html
  • http://rostov-dom.info/2010/08/lift-vse-chto-vy-khoteli-uznat-no-stesnyalis-sprosit/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий